Педагогика
должна быть философией или вообще не быть.
М.Лангерфельд
Есть такое выражение: «Ученик должен
быть «выше» своего учителя». Тот, кто впервые это сказал, был прав.
Действительно, человечество не должно стоять на месте, с каждым новым
поколением всегда необходимо развитие и рост во всех сферах. И когда я передаю
знания своим питомцам, я стараюсь передать им свои мироощущение, понимание
природы и человека, как её части, свои чувства, стиль мышления. Конечно,
вышесказанное не означает, что цель моей философии воспитать и обучать себе
подобных. Такого быть не должно, ведь каждый человек – это индивидуальность.
Важно, чтобы мои личные качества и культура позитивно повлияли на дальнейший
рост и развитие учеников.
Любой человек
в своей жизни имеет какие-то принципы. В своей работе я тоже опираюсь на
принципы. Задачи обучения и воспитания не могут быть эффективно решены без
выхода педагога в сферу воспитания. Несмотря на то, что я учитель-предметник,
основной моей задачей является воспитание гармонично развитой и мыслящей
личности. Роль учителя в решении этой задачи столь же большая и ответственная,
как и роль родителей, а может быть и больше.
Сегодня на фоне
радикальных изменений, произошедших в жизни людей в XX веке, в условиях кризиса гуманистической культуры,
«классическая» модель обучения не отвечает тем новым требованиям, которые
предъявляются людьми к образованию. Эти требования в первую очередь относятся к
необходимости изменения ценностных ориентаций.
Одним из главных принципов в своей
работе я считаю формирование системы
ценностей у учащихся, т.е. тех эталонов, которые соответствуют социально
обусловленным приоритетам развития культуры. Учитель может создать такие
условия, чтобы общечеловеческие ценности, такие как истина, добро, красота,
любовь, мудрость и другие являлись стержнем духовной жизни ребёнка.
Общечеловеческие ценности учат отношению к людям, а именно почитать отца и
мать, не убивать других ни физически, ни морально, избегать нечистых мыслей и
желаний, не клеветать на людей, не завидовать, так как зависть порождает обиды
и ссоры.
Истина, добро, красота, любовь, мудрость
– эти духовные ценности обогащают человеческую душу.
Кроме того, что перечислено выше,
система ценностей современного человека включает в себя:
·
Осознание собственного
достоинства и уважение достоинств другого человека;
·
Ощущение
человеком личной свободы, желания и готовности к самореализации в обществе;
·
Способность к
творчеству и саморазвитию;
·
Совесть – это
чистота души и помыслов, это внутренний судья для каждого; которая позволяет
сделать достойный моральный выбор;
·
Любовь к жизни,
людям, своему делу, к Родине большой или малой, к животным. Без любви нет
жизни. Чтобы жить, надо настроить сердце на любовь и любить
·
Умение видеть,
чувствовать, беречь и самому созидать красоту;
·
Стремление к
истине. Умение найти ответ на вопрос – что есть мир, и какого в нём место
человека? Стремясь к истине, человек умножает свои знания. Вечный поиск истины
– это вечное совершенствование человека.
Все перечисленные ценности, являются
жизненно важными для людей, они делают его благородным, помогают выжить.
Наряду с формированием ценностных
ориентаций учащихся, очень важным считаю принцип
гуманизации обучения и воспитания.
Этот принцип
предполагает создание условий для раскрытия и реализации каждого ребёнка.
Обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, формировать навыки
только ради профессиональной деятельности. Знания и навыки должны помогать
человеку жить в согласии с природой и обществом, понимать себя и жить в
согласии с самим собой. Школа должна научить самосознанию, самоанализу, дать
толчок саморазвитию, т.е. этот принцип основывается на идее: ребёнок есть саморазвивающееся,
самоопределяющееся, самореализующееся существо. Функция педагога не может
быть иной, как создание необходимых
условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей
и талантов ребёнка-школьника.
В западной науке эту мысль обосновали
А.Маслоу, К.Роджерс. В отечественной педагогике ещё в 20-е годы XX века эту идею высказал Л.С.Выготский. Он говорил:
«человек себя воспитывает сам», «воспитание есть в сущности самовоспитание», «с
научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого».
Сегодня уже всем стало ясно, что педагогика
принуждения и страха бесперспективна, потому что рождает безответственного,
несвободного, нетворческого человека. Поэтому основной своей функцией я считаю
– помощь воспитаннику в решении его жизненных проблем. Я ищу такие приёмы и
способы преподавания, чтобы перевести ученика из «организуемой» в самоорганизующуюся личность.
Природа удивительно мудра. Она вложила в
натуру человека целостный и самодостаточный механизм самостроительства, который
строится на основе потребностей человека. Если разложить потребности по
значимости, то на «вершине» пирамиды потребностей оказывается потребность в
самореализации. Немногие люди достигают этой ступени.
Я стараюсь чутко и своевременно
реагировать на состояние души и сознания ученика, чтобы моё педагогическое
воздействие способствовало бы его саморазвитию. Потому что самореализация
человека в жизни – есть результат саморазвития и подготовки к выполнению своего
человеческого долга. Моя позиция как педагога – это друг, советчик.
Не только воспитание, но и всё
содержание образования, не должны преследовать узконаправленную цель – дать
ребятам знания о предмете, о физической картине мира. Конечно, ученик должен
понимать смысл изучаемого материала, но и необходим такой уровень понимания,
при котором он понимает, для чего ему нужны знания, умения и навыки, которые он
приобретает в процессе изучения предмета.
И если всё, что я сейчас делаю как педагог, принесёт пользу моим ученикам, то я буду считать свою жизнь прожитой не зря.