Вторник, 30.04.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя физики и информатики

Гостевая книга
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Моя педагогическая философия

Представляю вашему вниманию эссе на тему 
"Моя педагогическая философия"

Педагогика должна быть философией или вообще не быть.

М.Лангерфельд

 

Есть такое выражение: «Ученик должен быть «выше» своего учителя». Тот, кто впервые это сказал, был прав. Действительно, человечество не должно стоять на месте, с каждым новым поколением всегда необходимо развитие и рост во всех сферах. И когда я передаю знания своим питомцам, я стараюсь передать им свои мироощущение, понимание природы и человека, как её части, свои чувства, стиль мышления. Конечно, вышесказанное не означает, что цель моей философии воспитать и обучать себе подобных. Такого быть не должно, ведь каждый человек – это индивидуальность. Важно, чтобы мои личные качества и культура позитивно повлияли на дальнейший рост и развитие учеников.

Любой человек в своей жизни имеет какие-то принципы. В своей работе я тоже опираюсь на принципы. Задачи обучения и воспитания не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. Несмотря на то, что я учитель-предметник, основной моей задачей является воспитание гармонично развитой и мыслящей личности. Роль учителя в решении этой задачи столь же большая и ответственная, как и роль родителей, а может быть и больше.

Сегодня на фоне радикальных изменений, произошедших в жизни людей в XX веке, в условиях кризиса гуманистической культуры, «классическая» модель обучения не отвечает тем новым требованиям, которые предъявляются людьми к образованию. Эти требования в первую очередь относятся к необходимости изменения ценностных ориентаций.

Одним из главных принципов в своей работе я считаю формирование системы ценностей у учащихся, т.е. тех эталонов, которые соответствуют социально обусловленным приоритетам развития культуры. Учитель может создать такие условия, чтобы общечеловеческие ценности, такие как истина, добро, красота, любовь, мудрость и другие являлись стержнем духовной жизни ребёнка. Общечеловеческие ценности учат отношению к людям, а именно почитать отца и мать, не убивать других ни физически, ни морально, избегать нечистых мыслей и желаний, не клеветать на людей, не завидовать, так как зависть порождает обиды и ссоры.

Истина, добро, красота, любовь, мудрость – эти духовные ценности обогащают человеческую душу.

Кроме того, что перечислено выше, система ценностей современного человека включает в себя:

·        Осознание собственного достоинства и уважение достоинств другого человека;

 

·        Ощущение человеком личной свободы, желания и готовности к самореализации в обществе;

·        Способность к творчеству и саморазвитию;

 

·        Совесть – это чистота души и помыслов, это внутренний судья для каждого; которая позволяет сделать достойный моральный выбор;

·        Любовь к жизни, людям, своему делу, к Родине большой или малой, к животным. Без любви нет жизни. Чтобы жить, надо настроить сердце на любовь и любить

·        Умение видеть, чувствовать, беречь и самому созидать красоту;

·        Стремление к истине. Умение найти ответ на вопрос – что есть мир, и какого в нём место человека? Стремясь к истине, человек умножает свои знания. Вечный поиск истины – это вечное совершенствование человека.

Все перечисленные ценности, являются жизненно важными для людей, они делают его благородным, помогают выжить.

Наряду с формированием ценностных ориентаций учащихся, очень важным считаю принцип гуманизации обучения и воспитания.

Этот принцип предполагает создание условий для раскрытия и реализации каждого ребёнка. Обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, формировать навыки только ради профессиональной деятельности. Знания и навыки должны помогать человеку жить в согласии с природой и обществом, понимать себя и жить в согласии с самим собой. Школа должна научить самосознанию, самоанализу, дать толчок саморазвитию, т.е. этот принцип основывается на идее: ребёнок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Функция педагога не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка-школьника.

В западной науке эту мысль обосновали А.Маслоу, К.Роджерс. В отечественной педагогике ещё в 20-е годы XX века эту идею высказал Л.С.Выготский. Он говорил: «человек себя воспитывает сам», «воспитание есть в сущности самовоспитание», «с научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого».

Сегодня уже всем стало ясно, что педагогика принуждения и страха бесперспективна, потому что рождает безответственного, несвободного, нетворческого человека. Поэтому основной своей функцией я считаю – помощь воспитаннику в решении его жизненных проблем. Я ищу такие приёмы и способы преподавания, чтобы перевести ученика из «организуемой» в самоорганизующуюся личность.

Природа удивительно мудра. Она вложила в натуру человека целостный и самодостаточный механизм самостроительства, который строится на основе потребностей человека. Если разложить потребности по значимости, то на «вершине» пирамиды потребностей оказывается потребность в самореализации. Немногие люди достигают этой ступени.

Я стараюсь чутко и своевременно реагировать на состояние души и сознания ученика, чтобы моё педагогическое воздействие способствовало бы его саморазвитию. Потому что самореализация человека в жизни – есть результат саморазвития и подготовки к выполнению своего человеческого долга. Моя позиция как педагога – это друг, советчик.

Не только воспитание, но и всё содержание образования, не должны преследовать узконаправленную цель – дать ребятам знания о предмете, о физической картине мира. Конечно, ученик должен понимать смысл изучаемого материала, но и необходим такой уровень понимания, при котором он понимает, для чего ему нужны знания, умения и навыки, которые он приобретает в процессе изучения предмета.

И если всё, что я сейчас делаю как педагог, принесёт пользу моим ученикам, то я буду считать свою жизнь прожитой не зря.


 

 

 

   

 

 

 


Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Банк портфолио
Праздники России